Форум » Магия. » Иван Купала » Ответить

Иван Купала

Дафна: Хотя эта тема уже открывалась в прошлом году, я всё же снова её открываю Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния . C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX-XXI веках), так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Вода Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Огонь Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Травы Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев. В Латвии этот праздник до сих пор является наиболее почитаемым и всенародным, и даже более популярным, чем Рождество и Новый Год. Здесь его называют «Лиго» или «Янов день». 23-24 июня являются государственными выходными днями, и все население страны (как латышская, так и русская часть) устремляется на дачи, огороды и берега всевозможных водоемов жарить шашлыки и разводить костры до утра. В эти дни выпивается половина годовой нормы пива , а усиленные «поиски цветка папоротника» ежегодно приводят к всплеску рождаемости в марте Народные поверья и обычаи 1. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь. 2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится. 3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов. 4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. 5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. 6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» 7. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется. Иван Купала: приметы Рецепт красоты. Нужна чистая скатерть, с которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Проверка суженого. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! Защита от нападения. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Защита от взлома. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева. Бег с препятствиями. Если на Иванов день перелезть двенадцать огородов, любое желание сбудется. Ну-с, кто что "нарыл" так сказать? Делимся обрядами и ритуалами

Ответов - 4

Дафна: Гадания на Ивана Купала Гадание на травинках Для этого сорвите рядом с домом две травинки с узкими и длинными листьями (сгодятся, например, пырей, осока, рожь и т.д.). Одна травинка должна быть чуть длиннее другой. Короткая будет символизировать девушку, а длинная – парня. Травинки вставляем рядышком в какую-нибудь трещину в потолочной балке, чтобы они свешивались вниз. Суть гадания заключается в том, что, когда травинки станут подсыхать, они начнут сначала шевелиться, а затем скручиваться вокруг своей оси, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. Если длинная травинка отклонится в противоположную сторону от короткой, это говорит о полном равнодушии к Вам того человека, на которого Вы гадали. Если кончики травинок слегка разойдутся в разные стороны – это предсказывает временную размолвку. В том случае, когда они как бы отталкиваются друг от друга, встают почти перпендикулярно – это указывает на то, что роман обречен и может закончиться только разрывом. Если же травинки тянутся друг к другу, соединяются вместе – Вас ждёт полное взаимопонимание, согласие и любовь. -- Гадание на папоротнике В ночь на Ивана Купалу папоротник цветёт волшебным цветом. Издавна на Руси на папоротнике было принято ворожить, если девушка затруднялась с выбором претендента на её руку и сердце. Обычно гадали большой компанией в лесу в полночь. Заветы предков гласят: найдите заросли папоротника, сорвите несколько веток разного размера (столько, на какое количество Вы будете гадать). Решите для себя, какая ветка кого обозначает. Можно их даже пометить, чтобы не перепутать. Далее подойдите к реке, озеру или пруду, встаньте у края воды. Прижмите все ветки рукой ко дну, а потом резко отдерните руку. Какая ветка быстрее всех всплывёт на поверхность, тот человек и есть Ваш избранник, с которым Вы будете счастливы. Говорят, что в ночь Ивана Купалу все растения говорят только правду… -- Гадание на цветах Наливаем воду в деревянную кадушку, тазик или какую-то другую ёмкость. Бросаем туда два любых цветка без стеблей (лучше всего подходит ромашка). Если цветки разойдутся в сторону – влюблённым предстоит скорая разлука и расставание. В случае, когда цветки продолжают плавать – молодым людям сулит сыграть весёлую свадьбу. -- Гадание на купальском букете В полночь наберите разных цветов, но не пересчитывайте, сколько их. Пока собираете, загадайте желание или задайте волнующий Вас вопрос. Положите букет под подушку, а утром проверьте, собрали ли Вы ровно 12 видов растений. Если да, значит Ваше желание исполнится. А вот если цветов окажется меньше, не расстраивайтесь - как говорится, если очень захотеть… -- Гадание по горящим березовым поленьям Это гадание ответит на вопросы о Вашей личной жизни, судьбе или замужестве. Вечером сложите шалашиком сухие берёзовые поленья и подожгите их. После того, как пламя разгорится, произнесите трижды вслух свой вопрос, обращаясь к огню. Приглядитесь к пламени... Ровное пламя, а также весёлый треск дров говорят о том, что Ваша жизнь будет насыщена интересными событиями и любовными приключениями. Страстный роман закончится счастливым браком. Ярко-красное пламя поведает о том, что Ваша жизнь с любимым человеком окажется бурной, полной приключений. Слабое, неровное пламя, плохо разгорающийся костёр предвещают скучное и неинтересное ближайшее будущее. Жёлто-оранжевый цвет пламени указывает на то, что Вы сами излучаете подобную энергию и тепло, которые согревают Ваших близких. А Ваша семейная жизнь будет счастливой -- Если, друзья, надумаете погадать и узнать свою судьбу, то не забывайте о том, что, прежде всего, нужно верить в совершаемый обряд. А вот если выйдет так, что результаты окажутся неутешительными, то не отчаивайтесь, ведь Ваша жизнь в Ваших руках. А под лежачий камень, как говорится, и вода не течёт. Кстати, замечу, что все купальские гадания «действуют» вплоть до Петрова дня – 12 июля. Так что - время есть, дерзайте! Так же есть кое что тут

Lucky: Ритуальные венки из полыни всегда плели в ночь на Ивана Купалу. По ним гадали о будущей судьбе, сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это говорило о действии на семью злого колдовства. Постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Ивана Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

skopa: Костер, роса и купальские травы 6 и 7 июля — самое магическое время, когда высшие силы приоткрывают нам завесу тайны и наделяют частичкой своих сил. Используйте его на благо себе и своей семье. Сходите за травами Если в вашей семье есть больные люди, 6 июля (в канун Ивана Купалы) непременно отправляйтесь собирать целебные растения. Травка зяблица помогает от детского крика и бессонницы. Пастушья сумка -- отличное кровоостанавливающее средство. Страдающим ревматизмом стоит запастись жгучей крапивой. Для лечения ран и ожогов заготовьте заячью капусту, на случай простуды и кашля — душицу и багульник. Попрыгайте через костер Магический купальский атрибут — очищающие костры. Вокруг них нужно плясать, через них хорошо бы поскакать: кто удачнее и выше прыгнет — тому и счастье привалит. Если у вас болеет кошка или собака, попрыгайте через костер вместе с четвероногим любимцем. Если болеют дети, снимите с малыша рубашечку и бросьте в купальский костер -- вместе с бельем сгорит и болезнь. Прыгание через костер – это своего рода ритуал очищения от прежних болезней, привязанностей, обид, вредный привычек. Перед стартом перекреститесь и скажите: «Крестным знамением осеняюсь, купальским огнем очищаюсь, от (…) избавляюсь». 3. Соберите росу и искупайтесь в водоеме Ранним утром 7 июля возьмите чистую скатерть или простынь и потаскайте ее по мокрой траве. Потом отожмите целебную влагу в ведро. Этой росой, как только заболеете, умывайте руки и лицо, хворь тут же отступит. Кстати, если в вашем доме заведутся тараканы или муравьи, окропите купальской росой все стены и углы -- зловредные насекомые уберутся восвояси. И обязательно искупайтесь в каком-нибудь водоеме. Это на целый год добавит вам сил, бодрости и здоровья. 4. Погадайте на любимого Незамужние девушки могут погадать на суженого по травам. Соберите двенадцать разный растений, среди которых в обязательном порядке должны присутствовать чертополох и папоротник. Положите их под подушку и скажите: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» Приснившийся сон окажется вещим. Можно сплести из сорванных трав венок и опустить его на воду, наблюдая, как и куда он поплывет. Если венок затонет, увы, разлуки с милым не избежать, если вернется к вам — быть свадьбе. Проведите ритуал Если вы одиноки и вам никак не удается отыскать вторую половинку, утром 7 июля проведите обряд под названием «Шесть трав». Пробудившись ото сна и не говоря никому ни слова, отправляйтесь в ближайший парк, лес или поле. Перед «походом» необходимо выпить три глотка воды, а вот завтракать категорически запрещается. В лесу сорвите шесть разных трав, шесть листьев с разных деревьев, подберите шесть небольших камушков разного размера. По возвращении домой зажгите в ванной комнате шесть свечей белого цвета, наполните теплой водой ванну, бросьте в воду «трофеи», добытые в лесу, туда же добавьте ложку меда. Принимая ванну, представляйте, что у вас счастливая, крепкая семья, заботливый муж, готовый ради вас на все, и здоровые ребятишки. Картинку счастливого завтра постарайтесь нарисовать в своем воображении как можно отчетливее. Вот вы занимаетесь с избранником любовью, гуляете с мужем и детьми в парке, всей семьей сидите за накрытым столом... Насладившись видениями, прочтите заговор: «Как мед топился и плавился, так и ты, раб Божий (имя; если оно неизвестно — незнакомец), сладко томись, к моему телу и душе тянись», — и затушите одну из свечей. Затем прочтите заговор снова и потушите вторую свечу. Процедуру проделайте шесть раз — пока не погасите все свечи. После этого выйдите из ванны, три огарка заверните в материю белого цвета, три — в синюю или голубую ткань. До заката солнца белую ткань вместе с содержимым положите себе под подушку, синюю закопайте во дворе дома. Спустя шесть дней, шесть недель или шесть месяцев вы встретите свою любовь или, наконец, добьетесь взаимности от избранника. Поищите клады День Ивана Купалы связан с поисками кладов. А главным героем магического действа является папоротник, цветки которого, распустившись всего на одно мгновение, указывают местонахождение спрятанных в земле сокровищ. Примерно такое же волшебное свойство приписывают плакун-траве, выросшей, по преданию, из слез Богородицы. Так что вооружайтесь лопатой и металлоискателем – и вперед за сокровищами. . Соберите волшебный букет Каждому, кто мечтает о счастье, здоровье и, конечно же, любви, советуем принести в дом купальский букет, собранный после захода солнца 6 июля. Составить его нужно из листьев папоротника, иван-да-марьи (марьянника дубравного), подорожника и чертополоха. Считалось, что папоротник — король праздника — исполняет любые желания. Иван-да-марья — одаривает любовью. Подорожник и чертополох — избавляют от одиночества. Перед сном купальский букет положите под подушку и скажите: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, приведи ко мне моего суженого». Траву чернобыльника (полыни обыкновенной) советуем повесить над кроватью тем барышням, которые подозревают, что на них лежит венец безбрачия или порча. Ведь ведьмы и злые силы боятся полыни как огня. Сварите лунную кашу Поможет купальская ночь и замужним женщинам, чьи мужья то и дело поглядывают налево. Накануне Ивана Купалы купите две одинаковые серебряные ложки. Ровно в полночь с 6 на 7 июля сварите для милого кашу из ячменя, перловки и кукурузной крупы (в равных пропорциях). Добавьте три щепотки соли, по три ложки масла и меда. Кастрюльку с готовой кашей, не закрывая крышкой, поставьте на подоконник так, чтобы купальскую кашу освещал свет луны и звезд. Утром одну из серебряных ложек вручите супругу, другую возьмите себе и садитесь завтракать. Кашу ешьте из одной тарелки, приговаривая про себя: «Как кашей милый наслаждается, ее вкусу и свежести удивляется, так бы и меня, рабу Божью (имя), он любил, на руках от зари до зари носил». отсюда


Lucky: Ага,тема не Народные календарь.Так что,я могу писнуть еще об одном имени,о котором в другой теме даже и не упоминулось. Иоанн Креститель. А зря!!Иоанну Крестителю надо молиться при головных болях. Статья длинная,но очень интересная.Помните цветок Иван да Марья? ================================ ----------------------------------------Иван Купала. Иван Купала (Рождество святого Иоанна Крестителя, Иванов день, Иван Цветный, Иван Травник, Иван Травный, Иван Колдовник, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Веселый, Иван Купальник, Иван Лопуховатый, Иван Гулящий, Иван Веничный, Иван-градобой, Заваркуш, Ярилин день, Ярила) - один из важных праздников славянского календаря: 24 июня / 7 июля отмечается день летнего солнцестояния, в христианской традиции - праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников: он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными. Согласно евангельской легенде, в этот день свершилось предсказание архангела Гавриила - у престарелых супругов священника Захарии и Елисаветы родился долгожданный сын, которого нарекли Иоанном. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении "дня господня". Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Провозглашая приближение царствия небесного, Царства Божия, Иоанн призывал людей покаяться в грехах, наставлял всегда делиться с ближними и не причинять им вреда. Покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли "крещение водой" или "полное погружение". Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя - Креститель. В водах Иордана от Иоанна приняли крещение водой Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа Иоанн указал на него своим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Евангелие от Иоанна. 1:29). В русской традиции Иоанн Креститель известен более как Иван Купала, так как праздник в честь Рождества христианского святого был приурочен к языческому празднику Купалы. Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители церкви: "в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют" (Коринфский А.А. 1995. С. 248). Русский народ вместо того, чтобы посещать храмы, усиленно молиться и вести себя с подобающим христианам чувством смирения, пребывал в разгуле и бесчинствах. Об этом сообщал в 16 веке игумен Псковского Елеазаровского монастыря Памфил: "Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление" (Калинский И.П. 1997. С. 139). Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или "сдвигалось" на зиму. В результате такого "сдвига" светило в последующие месяцы календарного года постепенно "угасало": день становился короче, а ночь длиннее. В христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа: "Изже пред солнцем текшего Христом Богом нашим, Иоанна славного яко звезду предтечеву"; в древней Руси его нередко именовали "пресветлым солнцем". Ассоциируя Иоанна с образом солнца "гаснущего", церковь, приурочив рождение Иисуса Христа к периоду зимнего солнцестояния, отождествила Спасителя с образом солнца "растущего". Подтверждение этого служители церкви видели в словах самого Иоанна Крестителя: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна 3:30). В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы и святых апостолов Петра и Павла (Петров день). На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь - самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год. В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): усиливались действия потусторонних сил. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время проходили веселые гуляния и совершались основные обрядовые действия. Главная роль в них отводилась самой активной части общества - молодежи и молодым супружеским парам. Их физическое состояние сопоставимо с состоянием природных и потусторонних сил, переживавших наивысший подъем. Наиболее архаичной чертой обрядово-мифологического комплекса купальского праздника является связь его с природными стихиями - огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой. Сочетание этих компонентов обнаруживаются в имени "Купала". В народной этимологии оно связано с глаголами "купать", "кипеть". Исследователи традиционной русской культуры конца Х1Х - начала ХХ в. предполагали, что "купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников - "купальские"" (Максимов С.В. 1993. С. 472). Мотив огня (солнца)-воды встречается и в купальском фольклоре: "Горела Купала, Купала на Ивана Я молода тушила Решетом воду носила". (смоленск.;); "Как на Ивана солнце играло, рано, рано, солнце играло, И после Ивана перестало, рано, рано, перестало. Иван да Марья на Купальну, рано, рано, на Купальну И девки, и мальцы приходили, рано, рано, приходили. И девки ноги умывали, рано, рано, умывали, А мальцы воду выпивали, рано, рано, выпивали". (Песни Псковской земли. 1989. С.). В рамках купальской мифологии огонь и вода осмысляются как брат и сестра, наделенные у восточных славян именами Ивана и Марья; они вступают между собой в любовные отношения, считавшиеся кровосмешением у многих народов мира и потому запрещенными. Нарушившие запрет на брак брат и сестра воплотились в двухцветном растении, лепестки которого окрашены в желтый и синий цвета. У русских этот цветок, ставший символом праздника, известен под названиями Иван-да-Марья, иваньковский цвет, "цветок Купалы". О таком происхождении растения говорится в купальских песнях и других фольклорных текстах. Миф, лежащий в их основе, ученые сопоставляют с древними мифологическими сказаниями о близнецах, один из которых (Иван) связан с жизнью и огнем, а другой (Марья) - со смертью и водой. В обрядовом плане связь огня и воды можно увидеть в обычае разжигать костры (см. Купальские костры) по берегам рек. В купальской традиции тема огня выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается". У псковских жителей обычай встречать солнце в этот день соотносился с разжиганием костров. Костры "жгли и ждали, когда солнце будет всходить. Солнце играло… Подымиться сажень вверх и играет. Вот переливается, вот всяким волнам… Всяко-всяко-всяко вот оно ворочается, и туда, и туда, так что трясется-трясется, тады опять сюда на место встанет… Оно прямо как-то рассыпается, сильно красиво" (Песни Псковской земли. 1989. С. 114). Образ играющего на восходе солнца встречается и в купальских песнях (см. выше). Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением водой, которое представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой или грязью. Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами - утренней и обедней. Во многих местах в купаниях принимали участия представители всех половозрастных групп населения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Крестьяне говорили также, что в этот день необходимо хоть раз окунуться в воду, чтобы в течение лета чувствовать себя в ней безопасно (калужск.). В ряде мест купания устраивали только девушки, отправлявшиеся к водоемам после ночных гуляний. Полностью сняв с себя одежду, они окунались в реки и озера; в некоторых случаях они купались с ивановскими травами. Местами, где существовал запрет на купание в реках и озерах, массовые омовения совершались на святых источниках. В других случаях, вместо массовых купаний, а иногда и не исключая их, было принято мыться и париться в банях, которые, как правило, топили с утра. При этом пользовались ивановскими вениками и водой, настоянной на ивановских травах. Повсеместно было распространено поверье, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья. Девушки, а иногда и женщины, на рассвете совершали ритуальное омовение росой. Чтобы собрать росу, по мокрой траве таскали скатерть и выжимали ее затем в какую-нибудь посудину. Считалось, что умывая росой лицо и руки, тем самым прогоняют болезни и очищают кожу от прыщей и угрей (вологодск.). В Сибири "иванову" росу использовали в случае заболевания глаз: росой промывали глаза утром Иванова дня и собирали ее в емкость для дальнейшего лечения. Русские крестьяне использовали купальскую воду и росу не только для собственного омовения. В Вологодской губ. к празднику Ивана Купалы (или к кануну праздника) было приурочено мытье "квашонок", посуды для замешивания теста для хлеба, производимое один раз в год. Для этого женщины выносили "квашонки" на реку или к колодцу (Максимов С.В. 1993. С. 474). В Сибири хозяйки выставляли под "иванову" росу пустые крынки, полагая, что после этого "снимок" (сметана) с молока будет толще (Макаренко А.А. 1993. С.64). Там же под "иванову" росу клали лекарственные травы (Ивановские травы). В Пензенской губ. купальской росой кропили кровати и стены домой, чтобы не водились тараканы и клопы. С этой же целью в Шенкурском у. Архангельской губ. на ночь открывали в домах окна; по мнению местных крестьян: "В Иванов и Петров день клопов на росах выводят" (Соколова В. К. 1979. С. 258). Достаточно широко на территории России был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой или грязью. Он носил характер ритуальных молодежных бесчинств (см. также Святочные бесчинства). Парни запасались водой, которую нередко набирали вместе с грязью, и обливали нарядно одетых девушек. Спрятавшихся насильно вытаскивали из домов. Девушки, как правило, отвечали парням тем же. Объединившись девушки и парни обливали водой всех встречных жителей деревни, исключая только самых маленьких и самых стареньких. Окончив обливаться, молодежь отправлялась на реку, где девушки и парни устраивали совместные купания; при этом обычно не раздевались. Из объяснений крестьян Орловской губ. следует, что обливаться водой необходимо для того, чтобы дождь был. Неотъемлемую часть обрядово-мифологического комплекса купальского праздника составляли поверья и ритуалы, связанные с растительным миром (см. Папоротник, Ивановские травы). Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, о их чудодейственной силе, к праздникам был приурочен сбор ивановских растений, использовавшихся с разными целями. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы (Аграфены Купальницы). В Вятской и Орловской губ. считали, что веники, заготовленные до этого срока наносят вред здоровью - "на теле будет "чес"" (чесотка) (Максимов С.В. 1993. С. 475). На очистительные свойства ивановских трав уповали при сборе растительного материала для метел, также изготавливаемых только в это время. С особым вниманием крестьяне относились к своим посевам, где уже созрели и набрали силу зерновые культуры; близилось время сбора урожая. Основные действия этого периода были направлены на сохранение уже созревших колосьев от воздействий потусторонних сил (см. Купальская ночь, Купальские костры) и посягательств человека (существовал запрет на срывание плодов нового урожая), физическое и духовное очищение перед началом полевых работ, универсальным средством для которого служили вода и огонь, а также на получение от природы и земли силы и здоровья. С этой целью девушки и молодые женщины, а нередко и вся молодежь, катались по ржи. Главная роль в аграрно-магических обрядах отводилась девушкам и молодым женщинам, а руководили ими, как правило взрослые женщины, что обусловлено представлением о символической связи женщин с землей, находившейся в состоянии плодоношения. Женщины и девушки являлись и основной рабочей силой нового наступающего периода сельскохозяйственных работ - жатвы. Кроме того, постоянно перемещающийся в календаре девичий праздник Семик-Троица иной раз сближался по времени с днем Ивана Купалы. В день Ивана Купалы, девушки, собравшись вместе, шли в ржаное поле, прихватив с собой обетную кашу. Они обходили посевы 8-10 раз, периодически останавливаясь, чтобы совершить на поле обрядовую трапезу. В Новгородской губ. кашу варили непосредственно в поле. В Нерехтском у. Костромской губ. накануне дня Аргафены Купальницы девушки, собравшись в доме у одной из своих подруг, толкли в ступе ячмень, готовили кашу, а вечером следующего ели эту кашу с маслом, после чего в течение всей ночи до утренней зари девушки с песнями ходили по деревне и по полям. При этом существовал обычай возить желающих на оси, соединяющей два колеса от телеги; эту ось с помощью оглобель таскали за собой. В западнорусских губ. обрядовой едой служила "кулага" (см. также Каша). В Псковской губ. ее готовила пожилая женщина - "знающая". "Возьмут снопки (ржаные), сложут у места, водичкой польют за недельку, за две…, потом высушат, зерно это смелют, с этого солоду эту кулагу варят… Эта кулага трошечку подкиснет вечер, а за ночь она сделается такая сладенькая, и кислая. Назаутро ее кладут в чугун большой, и варили… " (Песни Псковской земли. 1989. С. 113). Готовую кулагу женщина, положив в передник, выносила на улицу, где ее уже поджидали девушки. Получив по кусочку кулаги, они с песнями отправлялись в поле. В Юхновском у. Смоленской губ. в ночь на Ивана Купалу девушки ходили по домам вместе с парнями. Хозяева непременно одаривали их кулагой, а девушки в ответ на угощение пели: "Роди, Боже, чистое жито, Колосисто, ядристо". (Соколова В.К. 1979. С. 245). Представление об опасности, исходящей в Иванов день от нечистой силы, отразилось в поверьях об активизации демонологических существ, колдунов, ведьм, знахарей, происходившей в это время, в обрядах, способствующих предотвратить их вредоносные действия (Купальская ночь). Бытовавший в ряде мест запрет на купание в реках и озерах жители Ярославской губ. объясняли следующим образом: в этот день водяной празднует свои именины. Он "терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что не только топит всякого неосторожного, но и затащивши в самую глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом" (Максимов С.В. 1993. С.476). Опасность представляли в это время и змеи, животные, относимые народной культурой к разряду хтонических, т.е. "нечистых"; их зачастую именовали "гадами", "нечистью". Существовало поверье, что слепая змея медянка в день Ивана Купалы получает зрение на целые сутки, в течение которых она может напасть на человека и пробить его тело насквозь как стрела. В купальских песнях часто встречается мотив трех змей, вредоносные функции которых бесспорны и сопоставимы с действиями купальских ведьм (Купальская ночь): "Ужо Иванька наступает, И троих змей он сокликает: Одна змея коров кличит, А другая коров доит, А третья людям вредит". (псковск.; Песни Псковской земли. 1989. С. 180-181. № 212). О появлении нечисти, в течение праздника свободно разгуливавшей в пространстве, освоенном человеком, свидетельствовали и ряженые. В Псковской губ. рядились "чаровницами": одевали шубу мехом наружу или рваную одежду и скакали верхом на палках; животными, образ которых помогали создать шкура или шуба с вывернутым мехом и рога. Проницаемость границ человеческого и потустороннего миров позволяла и людям вступать в контакт с силами иной природы: человек мог получить в это время магические знания, предметы, траву, а также заглянуть в будущее (Купальская ночь, Ивановские травы, Гадания). Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Для них характерна особая форма поведения в это время, обозначенная в этнографии понятием "ритуальные бесчинства". Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы. В Рязанской губ. подобные действия предпринимали с определенной целью - узнать, где живут колдуны. Устраивая около дома предполагаемого колдуна шум, молодежь была уверена в том, что человек, не связанный с колдовством, отнесется к их шалостям спокойно, как и положено по традиции; в отличие от него колдун непременно выйдет из дома, чтобы разогнать молодых людей. Группы молодежи уходили в леса, в поля, где устраивали гулянья, разводили костры (см. Купальские костры) и перепрыгивали через них, "скакали" через "стрекаву" (крапиву), катались по посевам, парни боролись во ржи. "А тогда уж сами по ржи бегаем, качаемся. То кто кувырком, кто как, кто один одного повалит, кто: "Куча мала! Куча мала!" Так 10 человек на одну свалятся, вот так говорят… Прибегаем опять к этому огню, тут видно. Тут и танцуем, тут и гармони у нас, и балайки, и пляски, и танцы…" (Песни Псковской земли. 1989. С. 114). Одной из наиболее популярных игр купальских молодежных гуляний были "горелки".В Псковской губ. девушки и парни загоняли в поле Иванов и Марий. Там же существовал обычай петь парням корильные песни: "Как на горы купарос рос, А черт мальца за хохол трес Потрес-потрес да в болто снес, Да к лозинки привязал, Красной девке приказал: Красна девка, не отвяжи, И никому не скажи". (Песни Псковской земли. 1989. С. 191. № 256). К бесчинствам молодежи относят обыкновенно обычаи обливать встречных водой и грязью и караулить солнце, а также ряженье, участие в котором принимала в основном молодежь. Издавна в день Ивана Купала допускалось наиболее свободное общение полов, что позволяет называть его "самым эротическим русским празднованием", "праздником всеобщего брака". Согласно преданиям, в купальскую ночь снимались все запреты на любовные отношения между мужчинами и женщинами. С преданиями соотносится и широко распространенный сюжет купальских песен о брате и сестре, о свекре и снохе, нарушивших установленные традицией брачные нормы. Разгульные игрища купальской ночи осуждались в Слове св. Иоанна Златоуста: "Жена на игрищах есть любовница сатаны и жена дьявола. Ибо пляшучцая жена многим мужам жена есть. А что мужи? После пития начинают плясание, а их по плясании начаши блуд творити с чужими женами и сестрами, а девицы теряют свою невинность" (Агапкина Т. 1994. С.113). О свободном добрачном общении юношей и девушек в купальскую ночь сообщалось еще в материалах в 19 в. Для девушки к празднику летнего солнцеворота завершался период перехода во взрослое состояние; она получала право на брачные отношения. Она могла себе позволить любую вольность в отношении с парнями, а ее жених, если он был, не имел права препятствовать ей в этом. материал подготовлен Зимина Татьяна Александровна



полная версия страницы